- Второй день китайского гороскопа считается днём рождения всех собак, в этот день принято особенно заботиться о собаках, давать дополнительное питание и ласку.
- Захоронение собаки в отдельном лакированном гробу (признак элитного статуса) зафиксировано на раскопках в Эрлитоу сер. 2 тыс. до н. э.
- Фрагменты манускриптов по физиогномике собак (相狗经) были обнаружены при раскопках в Иньцюэшань (Дунхай, пров. Шаньдун, ок. 140—118 до н. э.) и Шуангудуй (Жунань, пров. Аньхой, ок. 165 до н. э.)
- В Непале празднуют день собак (Kukur Tihar): согласно легенде, они сторожат ворота в рай. Животных украшают гирляндами, им преподносят специальную пищу и просят, чтобы они защитили дома так, как охраняют небесные врата.
- 16 августа в Боливии католической церковью отмечается праздник святого Роха, а также день рождения всех собак. По преданию, заболев чумой, святой Рох уединился в лесу и там подружился с собакой, которая излечила его от недуга, зализывая раны и принося пищу.
- В Древнем Египте многие виды животных почитались как божества, в том числе собаки. Существовал обряд захоронения мумифицированных собак на специальных кладбищах, которые были в каждом городе.
- Древнегреческий историк Геродот свидетельствовал, что в египетской семье, где умирала собака, соблюдался траур. Члены семьи брили головы и длительное время не прикасались к еде.
- На кладбище к западу от пирамиды Хеопса в Гизе археологи обнаружили надпись о погребении фараоновой собаки (древняя порода) по кличке Абутыо. По повелению владыки Верхнего и Нижнего Египта эту собаку захоронили, как погребали вельмож.
- В честь Анубиса, зооморфного бога с головой собаки и телом человека, египтяне построили город Кинополис. Если кто-то из обитателей других городов убивал собаку из Кинополиса, жители города считали это достаточным поводом для объявления войны.
СОБАКИ В РЕЛИГИИ И МИФАХ
В религиозных представлениях и мифах народы отводили собаке сакральную и ритуальную роль.
Её наделяли различными мистическими функциями: защитник, страж, «духовидец», культурный герой тотем, психопомп, приписывали связь с солнцем или луной, хтонические черты.
Собака олицетворяла как положительные качества (образ храброго воина, выносливость, верность, бдительность, искренность, самопожертвование), так и отрицательные характеристики (разврат, цинизм, жестокость).
Со слов мыслителя Плутарха, собака символизирует «консервативное, бдительное и философское начало в жизни».
Очень часто собака являлась эмблемой знати, а также многих святых, в том числе монаха из ордена августинцев св. Бернара, св. Евстафия, св. Доминика, св. Тобиаса Венделина (de:Saint Wendelin), св. Маргариты Кротонской из ордена францисканцев, св.Губерта. До сегодняшнего дня бладхаунды, которых разводили монахи монастыря св. Губерта в Бельгии, сохранили свое второе название «собака святого Губерта».
Символически подчёркивая свою преданность царю, опричники Ивана Грозного использовали голову собаки.
Убедившись в уникальной остроте органов обоняния собак, люди предполагали, что собаки могут видеть призраков и предугадывать приближение смерти человека.
В Древнем Египте бог Инпу (Анубис, по-гречески), покровитель умерших, изображался в различных версиях с головой шакала или собаки и с телом человека, считался судьёй богов. Схожий по зооморфному виду с египетским Инпу бог существовал и у ацтеков: символ заходящего солнца и смерти — Ксолтль. Для замены человеческих жертвоприношений ацтеки использовали животных, в том числе и собак, разводя особую породу (itzcuintli) для выражения особого почтения.
В мифологическом эпосе многих народов собака является спутником богов и божественных героев.
В кельтской культуре галльского героя Сукеллоса, покровительницу морских купцов богиню Негалленею и бога-целителя Ноденса сопровождают их собаки. Собака является атрибутом китайского бога-врачевателя Вэй-Шан-Цзюня, шумерской богини-врачевательницы, Великой Матери — Гула, греческого бога медицины Асклепия (Эскулапа) и покровителя путников и проводника умерших душ Гермеса.
Защитником умерших собака являлась и у сибирских племен ухуань и сяньби, она сопровождала их на гору Чишань к духам предков.
В христианской догматике существует образ св. Христофора— Псоглавца (греч. «Носитель Христа»).
Исламская и иудейская вера считают собак нечистыми животными, они допустимы только для охранной функции.
Для японцев собака — это защита и страж. У майя собака, несущая факел, олицетворяет молнию.
В зороастрийской культуре собаку сотворил Ахура Мазда (авест. «Господь Мудрость») для борьбы со злыми духами, о чём повествуется в священных текстах Авесты.
В арийской легенде бог Индра отправляет на край света свою суку — богиню собак Сараму отыскивать угнанных демонами небесных коров.
Для китайцев собака означает верность, неколебимую преданность. Из документов Древнего Китая известно, что собаки символизировали продолжение жизни в загробном мире, на надгробии одного из правителей династии Хань (221—206 гг. до н. э.) установлены скульптуры четырёх собак. По китайскому календарю приход Года Собаки означает будущее процветание, однако это не мешает китайцам употреблять собак в пищу.
По чукотским поверьям, вход в потусторонний мир охраняют ездовые собаки.
В древней мифологии славян в крылатую «собаку — птицу» мог воплощаться солнечный бог Семаргл, он же Руевит— бог войны, входивший в число семи божеств древнерусского пантеона. Семаргл символизировал Солнце летнего солнцестояния и считался охранителем посевов.
Покровитель зародышей и всходов является в Древнем Иране священный крылатый пёс Сенмурв(авест. Saeno meregho), сидящий на Древе Всех Семян.
Образ полиморфных крылатых собак встречается и в армянской мифологии, псы — аралезы зализывали раны воинов на поле битвы. Рождённый от птицы пёс Кумайык — верный спутник киргизских эпических героев Манаса и Семетея. Образ крылатой собаки Хубай существовала и в тагарскую эпоху у саяно-алтайских племен.
В символизме христианства собака означает верность, бдительность, охрану, а иногда становится аллегорией священника, «доброго пастыря». Как хранитель стад собака олицетворяет епископа или проповедника.
Согласно мифологии викингов, жена верховного бога Одина Фригг, богиня мира и космического порядка, ездила на колеснице, запряжённой собаками, символизируя верность и преданность.
В буддизме Львиная Собака символизирует подавление страстей через Закон, страж Закона.
Греческие мифы повествуют о собаке Лайлапс, которую изготовил и оживил Гефест для Зевса; позже тот превратил её в созвездие Большого Пса. Существовал также миф о сторожевом псе Кербере (Цербере), охраняющем вход в подземный мир Аида; аналогичную функцию выполняет пёс Гармр в древней исландской песне «Прорицание вёльвы».
Следует отметить, что семантически «волк» и «собака» отождествляются в народных сказаниях, во всех мифах о волке характерно сближение его с мифологическим псом. К примеру, по преданиям восточных славян, накануне Юрьева Дня Св. Георгий (или Георгий Победоносец) собирает волков и ездит на них верхом («русский волк — Юрова собака»).
Во многих легендах и сагах в волков часто превращались люди, об этом повествует исландская «Сага об Эгиле». Богатырь Вольга Святославович умел превращаться в волка, преодолевать в одно мгновение громадные расстояния.